Александр Шалимов: «Ход лечения зависит не от лечения, а от больного»


Что значит для вас укол иглой? Ощущения не самые приятные, не правда ли? Больно, обидно, досадно, порой даже злость берет за собственную неуклюжесть. У доктора Александра Шалимова к игле отношение несколько иное. Он открыл самый первый кабинет иглотерапии Костроме, а в 2005 году основал Центр китайской медицины.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

- Александр Геральдович, откуда у российского доктора такая страсть к китайской медицине? Ведь иглоукалывание оттуда, если я не ошибаюсь?

- Не ошибаетесь, именно оттуда. А интерес к китайской медицине появился давно, еще со школьной скамьи. Началось все с небольшой статьи в журнале «Химия и жизнь». Там как раз шла речь о традиционной китайской медицине. А когда учился на первом курсе института, на глаза мне попался журнал со статьей по иглотерапии. Там было дано описание небольшого диагностического приборчика. А поскольку я увлекался радиоэлектроникой, решил собрать подобный, только более совершенный, сам.

- Получилось?

- Да. Потом была целая серия таких приборов для диагностики по китайским точкам. Пробовал их на больных, на разных институтских кафедрах. Результаты оказались хорошими. Ну а потом уже начал осваивать и лечение иглами. Когда работал в постинфарктном отделении, здесь, в Костроме, тоже пробовал некоторых лечить иголками. Помню, был такой случай, у одного больного после инфаркта совершенно атрофировалась рука. Худая была, висела, как плеть. Он даже чашку удержать ею не мог. Вот я и решил попробовать помочь ему таким нетрадиционным для нас способом. Удалось. После лечения, по его словам, он этой рукой «мог любому шею свернуть». Честно говоря, я сам такого эффекта не ожидал. И после него начал брать других пациентов с таким же диагнозом. Ну а еще позже появилась возможность заняться только иглотерапией.

- Где учились этому, Александр Геральдович? У нас ведь специализированных кафедр нет.

- Нет, это верно. Сначала я прошел специализацию в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве. Потом меня оставили там на два года в ординатуре. Но, откровенно говоря, теоретическая база, основанная на нашей павловской медицине, меня не вполне устраивала. Я старался больше учиться у практикующих врачей, бегал на лекции в академические институты. Там все-таки можно было получить информацию, которая была ближе к истине. Потом познакомился с востоковедами, китаеведами, начал изучать китайскую философию, театр, литературу... У китайского преподавателя учился ци-гун…

-Ци-гун - это гимнастика, что ли?

- Да, китайская лечебная гимнастика, которая применяется для лечения многих болезней, в том числе и рака. Начал заниматься бытовыми искусствами. В общем, постоянно везде искал людей, у которых можно было бы получить нужную мне информацию. По всем каналам старался добыть хорошую литературу, в основном переводную. Сейчас у меня уже очень неплохая библиотека собрана.

ПРО КИТАЙ

- Александр Геральдович, но ведь вы и в Китай eздили, насколько мне известно.

- Да, и не раз. Именно в Китае мне удалось поучиться у специалистов тех направлений, которые меня больше всего интересовали. Учился я в городе Чэн Ду провинции Сычуань. Сначала занимался в НИИ традиционной китайской медицины в отделении остеологии. Там свои, особые методы лечения заболеваний костно-мышечной системы. Освоил методики различных китайских массажей, новые для себя методы мануальной терапии - на суставах, позвоночнике, шее. Потом договорился о стажировке в учебном институте, посмотрел, как ведут прием иглотерапевты. Потом решил специализироваться по узкой специальности в отделении, где лежат больные с тяжелыми неврологическими заболеваниями - инсульты, рассеянные склерозы, заболевания спинного и головного мозга. Кроме того, поучился пульсодиагностике, диагностике по языку, тай-чи-чуань и цигун терапии.

- Это все во время одной поездки? А в следующий раз что вы там делали? Вроде, все, что можно, уже узнали и изучили...

- Вообще-то мне очень хотелось посмотреть празднование китайского Нового года. К этой дате и была приурочена поездка. Другая цель - купить необходимые лекарства для пациентов. А третья цель - посмотреть что-нибудь новое по костной медицине, цигун терапии. Кроме тOГO, как раз в это время я всерьез увлекся фэн-шуй. Там, в монастыре, мне удалось купить книгу, где дается тысячелетний календарь. По этим данным можно рассчитывать возможности, способности человека в каждый конкретный момент времени.

Но какое отношение все это имеет к медицине?

- Да самое непосредственное. Зная какие-то основные философские, мировоззренческие принципы, начинаешь глубже понимать ту же самую медицину. В китайской медицине вообще нет ничего отдельного, там все взаимосвязано, все комплексе. Там, например, учитывается взаимосвязь болезни со временем года. Весной, летом, зимой, осенью идут разные энергии, которые поражают разные органы. Весной, например, жесткое солнечное излучение действует на систему печени, осенью - больше всего страдают легкие. Значит, в разное время года одна и та же болезнь будет протекать по-разному. Очень четко прослеживается и еще одна взаимосвязь здоровья человека и его эмоционального состояния. Злость и раздражительность, например, могут вывести из равновесия печень и желчный пузырь (не зря же злого человека называют «желчным»). Тоска и печаль могут привести к заболеванию легких, страх напрямую связан с каналом почек, болтливость с каналом сердца.

- Александр Геральдович, вы сейчас с таким воодушевлением рассказывали о китайской медицине... A есть ли что-то, что вам не понравилось в Китае?

- Не понравилось? Китайцы - менее творческие люди. Они все делают строго по школе. Есть учитель, есть отработанная школа, остальные только повторяют. И не дай Бог, отклониться куда-нибудь. Ни-ни! Я вот стажировался у своего учителя по костной медицине. И даже если начинал делать массаж чуть-чуть по-другому, меня тут же останавливали: «Так нельзя, это очень плохо. Нельзя делать не так, как учитель». Знаете, у них очень много знаний. И если бы их синтезировать, объединить, сочетать каким-то образом, это давало бы очень большие возможности. Я именно это сейчас и стараюсь делать. Сочетать, комбинировать.

ПРО ГЛАЗА И СЕРДЦЕ

- Да, и судя по всему, вам это удается. Нередко ваши пациенты еще и рта раскрыть не успевают, а вы уже им обо всех болячках сообщаете.

- Глаза, знаете ли, не толь ко зеркало души, но и зеркало всех наших болезней. Иридодиагностика, диагностика по ногтям, по языку, по пульсу, даже по позе, по голосу, по громкости кашля... Все это традиционные китайские принципы. Тут уж чисто автоматически - посмотрел, увидел точечку на глазу, спросил, не было ли каких операций, проблем? Больные удивляются - откyда вы все это знаете. Я не знаю, я вижу. И чувствую.

- Чувствуете? Это как?

- Да вот так. Китайская медицина учит не только видеть, но и чувствовать пациента. В одном из древнейших трактатов сказано: «Сердце врача и сердце пациента должны слиться. Иначе говоря, врач должен почувствовать болезнь пациента, смоделировать ее на себе и находясь в психофизическом контакте с пациентом, воздействовать нормализующе на нарушенное энергетическое равновесие в собственной модели, а значит, и в пациенте.

Большую роль играет и интуитивное восприятие. Ведь то же иглоукалывание можно просто сделать, а можно почувствовать, дошло ли ощущение до органа. И вот это может не каждый.

Врач моделирует болезнь на себе. И порой бывает так. Приходит, например, за день очень много людей с радикулитом. И к вечеру я сам начинаю чувствовать боль в спине.

ПРО ПАЦИЕНТОВ

- Александр Геральдович, я знаю, что вы берете лечить не всех, кому-то и отказываете. Почему?

- Отказываю, когда знаю, что эффекта все равно не будет. Ведь обычно посмотришь на человека и уже знаешь, можно его вылечить или нет. Все зависит от склада, от психотипа, от настроя на выздоровление. Если человек уходит в болезнь, если по психотипу он эгоист, нытик-то он не вылечится никогда. Не потому, что врачи плохие, просто он сам настроен на болезнь. Ему приятно болеть, потому что для него это способ получать больше внимания, сочувствия от окружающих. Не выздоравливают люди скандальные, злые. Есть болезни, которые просто кому-то за что-то даются. И пока человек не исправит свой психотип, не изменит что-то в себе, никто его вылечить не сможет. А бывает и такое. Болит у человека рука. Отчего - никто не понимает. А он просто каждый день видит своего начальника, хочет его ударить, а не может. Рука может так болеть всю жизнь. Либо эта неразрешимая проблема проявится язвой, головными болями... Наши проблемы тоже влияют на состояние здоровья.

- A еще бывает такое, что люди сами придумывают себе болезнь...

- Совершенно верно. Они моделируют болезнь. Если, к примеру, человек вобьет себе в голову, что у него какое-то опасное заболевание, рак, к примеру, если будет постоянно об этом думать, концентрировать свое внимание на каком-то одном органе, то в конечном итоге это и впрямь может привести к болезни. И к злокачественной опухоли в том числе.

- То есть, если я правильно поняла, в исцелении главным действующим лицом является сам пациент?

- Да, вы правильно поняли. Успешность лечения зависит не от характера болезни, а от характера больного. Если у человека есть характер, есть воля к выздоровлению, то он сможет победить даже самое тяжелое заболевание. А если человек пассивный, слабодушный, нытик по натуре, то, сколько ему лекарств не вводи, он все равно не выздоровеет. Такие люди даже при самых элементарных заболеваниях поправляются с трудом. Был у меня на практике такой случай. Я лечил пациента с тетрапарезом. То есть у него были полностью парализованы и меня в руки, и ноги. Шевелилась только голова. Мужчина был просто прикован к постели, за ним жена постоянно ухаживала. Но, тем не менее, мужик был сильный, с характером. И я начал ему ставить иголки. Через какое-то время у него пальчик зашевелился. Тогда я показал ему некоторые упражнения. Вы бы видели, с каким упорством он их выполнял! Потом у него стали появляться другие движения. В общем, к концу лечения он ко мне уже на своих ногах ходил, хотя в перспективе у этого человека была полнейшая неподвижность. Вот что значит характер. И вообще болезнь, и выздоровление - материи очень тонкие, сложные, зависящие от таких факторов и нюансов, которым мы и значения-то не придаем. А зря.

Текст: Ольга Умнова, 2007 г.


< назад